Александр Пятков: Российское кино находится в “мертвой зоне”
Российский кинематограф переживает сегодня странные и не лучшие времена. Вроде и деньги у кино появились, и талантами страна не обделена, но из примерно полутора сотен творений, выпускаемых нами в год, почему-то внимания заслуживают лишь единицы. Да и то благодаря внушительной рекламной машине, буквально за уши тащащей зрителей в кинозалы.
В чем причина подобного упадка? Почему чем чаще и больше в стране выпускается фильмов, тем реже и меньше их хочется смотреть? спросили мы у члена исполкома Партии Мира и Единства, народного артиста России Александра ПЯТКОВА:
- С российским кино происходит то, что происходит вообще с нашим искусством, спортом, армией, страной. Полная потеря нравственных высот. Мы разбазарили все моральные прерогативы, которые были при Советском Союзе. Потеряли мощнейшую кадровую школу - режиссеров, сценаристов, актеров. Уже нет былой азартной конкуренции между авторскими курсами, театральными училищами, киностудиями.
Вспомните то время: оптимизм, вера в будущее, стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Таким же было и кино. Оно показывало настоящих героев, которые служили образцами для целых поколений. Люди вдохновлялись фильмами - отправлялись на целину, БАМ, открывали новые земли, покоряли космос и арктические льды. Люди творили бескорыстные подвиги и подпитывались бесценной энергией именно кино. Но это время ушло вместе с его мастерами - Эйзенштейном, Пудовкиным, Роммом, Бондарчуком, Герасимовым, Матвеевым и другими, с их восприятием мира, традициями, высочайшим уровнем профессионализма и высокой нравственностью. Их кино несло колоссальную ответственность перед зрителем, и любое их произведение проходило осмысление. А сейчас ничего этого нет.
- Как же все так в одночасье перестроились и перестали отличать качество от халтуры, нравственность от пошлости?
- В результате разрушения колоссальной системы произошло разложение всех нравственных основ, то самое упадничество. Каждый стал сам по себе, а цель появилась лишь одна - нажива! И люди, ослепленные «желтым дьяволом», стали проявлять самые низменные человеческие качества, тем самым разрушая себя.
Когда армия брошена командованием и нет четкой задачи, какой приказ выполнять, кого защищать, она теряется, начинает деградировать. В кинематограф на стыке эпох пришли люди, далекие от настоящего искусства. Они ошельмовали, предали, выбросили за борт выдающихся, но робких профессионалов. Произошла колоссальная подмена на всех командных постах. И эти люди стали воспроизводить себе подобных, начали строить свою систему. Систему крайне коррумпированную, олигархическую и эгоистичную. Они привязали зрителей к самому низкопробному, непотребному зрелищу, как к наркотику, и стали зарабатывать на этом огромные деньги.
Произошел демонтаж человека разумного. Запад бьет по всем точкам, чтобы не стало человека русского, непобедимого, сильного духом. Бьет самым сильным оружием - кино.
И оказалось, что не надо учиться в консерватории, чтобы петь на сцене, не надо оканчивать театральное училище, чтобы играть в кино, а самому обществу нужно только то, что ниже пояса.
-Сегодня в кино уже культивируется другая идеология, изменились подходы и требования. Может, современному кинематографу не нужны уже школы Станиславского или Эйзенштейна?
- Знаете, подобный подход мы наблюдали в Ванкувере. Спортивная катастрофа надвигалась - и случилась... Всё идёт по одному сценарию, такая же катастрофа ждет и искусство. Оно уже не может пробиться на мировые рынки и перестает быть интересным внутри страны. Мы отказываемся от прошлого, при этом у нас ничего не получается в настоящем.
- Ушли от старого, но не достигли нового - где же мы?
- Мы находимся в «мертвой зоне». Шахназаров, Михалков, другие известные деятели снимали великолепные фильмы, а что они делают сейчас? Они попали в эту самую «мертвую зону». Они потеряли нюх, чутье, данные Богом. Когда целитель думает о деньгах, его дар пропадает. Но деньги - это же еще не всё...
При этом они оккупировали все подступы к кино, телевидению, театру. Есть масса талантливых русских людей, которые обладают колоссальными потенциалом и знаниями, однако путь для них закрыт теми, кто уже не способен создать что-то творческое, но по-прежнему регулирует финансовые потоки.
- Вы говорите о талантливых русских людях - значит, не всё еще потеряно?
- Да, сегодня появляется удивительно способная молодежь, и, когда она проходит через горнило подобных испытаний, у нее вдруг начинает включаться инстинкт спасения искусства, нации. В результате удивительных культурных потрясений Россия рождает поколение профессионалов, которые смогут вытащить страну. Не хочу называть их фамилии, чтобы не обижать других, но они есть - молодые талантливые режиссеры, которые не уступают западным деятелям.
- Западные деятели уже, скорее, менеджеры, чем творческие личности. Для них главное - суметь продать свой кинотовар...
- Вот этого нам как раз и не хватает. Голливуд обладает колоссальными финансовыми возможностями, и его кино завоевало мир. У них каждый шаг просчитан, над каждой лентой работают психологи, пиарщики и маркетологи. Плюс невероятная техническая оснащенность. Несмотря на отсутствие какой-то духовности, голливудское кино обладает огромной силой воздействия и манипулирует сознанием планеты. Российскому кинематографу до этого очень далеко. У нас было два варианта - либо оставаться в своей культуре и держаться ее, либо выходить равноправным игроком на мировую площадку. Мы выбрали второй путь. Но пока пытаемся лишь бежать и догонять, толкового ничего создать не успеем. И касается это, увы, не только кино.
Беседовал Александр ЛОГУНОВ
«Александр Пятков: Российское кино находится в “мертвой зоне” » сохранить: