Александр КАБАЧЕНКО. Ещё раз о реформе образования
Судя по ряду публикаций и высказываний руководителей Министерства образования и науки, утвердилось мнение о том, что «примерно раз в двадцать лет требуется существенно реформировать образование». Существенное реформирование, очевидно, следует понимать как создание его принципиально новых основ.
За всю историю России реформы происходили значительно реже. Результатом их было приобщение российской элиты к научным и культурным ценностям мирового сообщества, знание образованными людьми одного или нескольких живых европейских языков, умение многих читать и писать на латыни. Государство было заинтересовано в обучении и приобщении к государственной службе талантливых представителей всех слоёв общества. Реформаторы заботились не только о тех, «кого учат», но и о тех «кто учит».
Значительный политический след в истории России оставила реформа образования, предпринятая министром просвещения С.С. Уваровым (1833-1849). Им были видоизменены уставы гимназий и университетов, открыта Пулковская обсерватория, Университет в Киеве, целый ряд других учебных заведений, преобразована Академия, впервые стали публиковаться отчеты по управлению министерством. Он сделал образование доступным большинству сословий, что позволяло на практике приобщить к общественной и государственной деятельности выходцев из всех слоёв общества и, как следствие, рассматривать Россию в качестве народного государства.
Увы, нынешняя реформа не соответствует тем масштабным преобразованиям, которые ранее превратили Россию в один из центров мировой науки, просвещения и культуры. Более того, по своей сути она вредна и для народа, и для государства. На первый взгляд реформа преследует благие цели. Главной задачей образования провозглашаются «результаты обучения», что выглядит вполне современно, прагматично и соответствует духу времени. Но чем и как можно измерить «результаты обучения»?
Документы по реформе подготовлены профессионалами, досконально изучившими систему образования. Они прекрасно знают, что надо изменить или усовершенствовать внутри системы. Но ни одна система не может сама реформировать себя. Нужен «взгляд со стороны». По этой причине реформа сильна в конкретике, но когда на обсуждение выносятся общие вопросы, то ощущается отсутствие методологической основы самой реформы. В первую очередь, концептуально неправильно обозначена ее цель.
Она определена в документах как переориентация всего образования на достижение высоких «результатов обучения». «По умолчанию» предполагается, что «результаты обучения» оцениваются по бальной системе. «Главный субъект в системе образования... ученик - тот, кого учат» получает благословение от «тех, кто учит» в виде документа, который в цифрах отражает его достижения в обучении. Но свидетельство о высоких результатах обучения может быть получено самыми разными методами. Следовательно, оценка «результатов обучения» может быть недостоверной, что делает цель реформы сомнительной.
Сегодняшняя реформа не ставит перед школами, средними специальными и высшими учебными заведениями задачу создания условий для духовного, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития индивидуальных способностей Ученика, воспитания гармонично развитой личности, соответственно, не позволяет поднять на качественно более высокий уровень всю систему просвещения. В этом и состоит ее основная проблема.
Александр КАБАЧЕНКО, политолог, заслуженный преподаватель МГУ
«Александр КАБАЧЕНКО. Ещё раз о реформе образования» сохранить: