Космический прорыв - это сложнейшая задача и научного, и инженерного уровня
Первый полёт человека в космос, совершённый 50 лет назад, стал возможен благодаря подлинному культу знаний, царившему в СССР в тот период, тесной связке образования, академической науки, промышленности и инженерии, нацеленности на результат.
Возвращение же к передовым научно-техническим позициям возможно после возрождения последовательной, многодисциплинарной системы общего среднего и высшего образования.
Такое убеждение высказал в интервью ИТАР-ТАСС директор Научно-исследовательского института системных исследований РАН академик Владимир Бетелин (на фото) - специалист с мировым именем в области автоматизации программирования, который внёс большой вклад в развитие теории и практики разработки инструментальных систем программного обеспечения, систем интерактивной машинной графики и геометрического моделирования.
«Гагаринское время характеризовалось тем, что тогда царил культ знаний, всеобъемлющий культ знаний, - отметил он. - Вот космос и есть один из важнейших впечатляющих примеров этого культа. Космический прорыв - это сложнейшая задача и научного, и инженерного уровня. И она была решена».
Академик объясняет тогдашние научные и технические достижения наличием отработанной системы добычи знаний. «Нас учили решать сложные задачи, - рассказывает он. - Это умение было престижно в обществе, в государстве. Все служили тому культу знаний, и эти качества ценили на высшем государственном уровне. А это, в свою очередь, давало материальные блага, награды. Иначе говоря, работала целая система добычи новых знаний и поощрения за это».
Кроме того, по мнению академика, в течение долгих лет преподававшего на механико-математическом факультете МГУ, большую роль сыграла и стройная система междисциплинарного образования, помогавшего решать и узкопрофессиональные задачи: «Многодисциплинарное образование - тоже очень важно. Очень часто задача требует не узкоспециального, а максимально широкого подхода. И именно такое образование, дававшееся в тогдашней школе, а затем вузе, позволяло сконцентрироваться на решении задач, которые как раз требуют многодисциплинарных знаний и навыков».
«Была отработана система. Самое главное в этой системе, - считает учёный, то, - что она существовала в одной связке с академической наукой, промышленностью и практической инженерией».
«Очень важны ещё два обстоятельства, - подчёркивает Бетелин. - Это, во-первых, то, что в этой части и промышленность, и наука, и образование были выстроены в единой связке. И, во-вторых, важно и то, что всё было настроено на практический результат. В частности, в космонавтике: полетело - не полетело, какой вес на орбиту подняли, что запланировано на следующем этапе. Даже перепроизводство инженеров приводило к тому, что люди с инженерным образованием, с пониманием сути дела приходили в чиновничество, а это давало и там положительный эффект для нормальной организации управленческого процесса».
И всё это давало значимый оптимистический посыл: «Было ощущение, что страна творит большие дела - и мы соучастники, сопричастники этих великих дел. И это ощущение меня до сих пор не покидает».
Тем не менее, по его мнению, «космонавтика сегодня - одна из наиболее сохранившихся отраслей, которая держит свою долю на мировом рынке». «И там по-прежнему имеется школа, которая в состоянии решать нестандартные задачи, - считает академик Бетелин. - Вот недавно президент Медведев говорил, что инженеров мало. Но в космической отрасли они сохранились».
Вместе с тем, по мнению Бетелина, развитие космонавтики сегодня невозможно без масштабного применения стратегических информационных технологий.
«Я в академии являюсь председателем совета по стратегическим компьютерным технологиям, - рассказывает Владимир Бетелин. - Все понимают полную невозможность движения вперёд в создании космической техники без того, чтобы использовать предсказательное моделирование».
Например, говорит учёный, «виртуальное моделирование» на супер-ЭВМ позволяет значительно сократить время и затраты на разработку новой космической техники: «Возьмём двигатель. Когда создавался „Буран", то много двигателей были сожжены в процессе создания. Это очень дорого. Сегодня уже вообще невозможно такое сделать. Что взамен? А ничего, кроме одного: провести вот такое виртуальное моделирование, испытания, затем выбрать что-то одно и уже с ним работать. Таким образом достигаются две цели: резко снижаются сроки и стоимость разработки».
И всё же для возвращения на лидирующие позиции в освоении космоса, призывает академик Бетелин, необходимо пусть на новом уровне, но восстанавливать единую, последовательную, многодисциплинарную систему общего среднего и высшего образования. «Я совершенно согласен, что необдуманные реформы в образовательной области подрубают инженерное образование, - подчеркнул он. - И президент, по сути, своими словами о недостатках инженерных кадров призывает: „Пора возвращаться". Надо возвращаться к многоэтажной образовательной системе, без которой никакая модернизация невозможна».
Источник "Новолитика"
«Космический прорыв - это сложнейшая задача и научного, и инженерного уровня» сохранить: