Академик Борис ЧЕРТОК: Космическое будущее у Росси есть!
Академик Борис Евсеевич Черток, помимо множества почетных званий,
должностей и ученых степеней имеет неформальный титул патриарха отечественной
космонавтики. Черток - последний здравствующий ученый, стоявший у её истоков.
Он словно живой музей: хранит огромное количество информации, всех помнит, всё
знает. Соратник главного конструктора С. П. Королева, в свои 99 он продолжает
активно трудиться в РКК «Энергия», к созданию которого имел непосредственное
отношение, каждый день добираясь в подмосковный Королёв с ул. Академика
Королёва в Москве, где живет. Он преподает, пишет статьи и книги, и времени у
него, по собственному признанию, остро не хватает. «Особенно, если учесть мою
привилегию в любой момент сыграть в ящик», - с присущей ему самоиронией
добавляет академик.
- Борис Евсеевич, когда у вас
родилась страсть к космической тематике?
- У нас часто гостил мой
двоюродный брат Михаил Вольфсон. Он был на шесть лет старше меня и умел очень
увлекательно рассказывать о чудесах техники. Именно он приобщил меня к
научно-фантастической литературе. По этому поводу часто возникали конфликты с
родителями. Как только представлялась возможность, я откладывал тургеневские
«Записки охотника» и впивался в «Аэлиту». Однажды отец взял меня в настоящий
кинематограф. Он назывался «Арс» и располагался на Тверской. На экране я увидел
марсианскую красавицу и был совершенно потрясен. Вот, оказывается, чем надо
заниматься! Можно принять с Марса таинственные радиосигналы: «Анта, Одели,
Ута», что означало: «Где ты, сын Земли?» Так я приобщился к радиотехнике.
Это увлечение шло
параллельно с интересом к аэропланам. Километрах в пяти к востоку от нашего
дома находилась печально известная Ходынка, где в день коронации царя Николая
Второго в давке за бесплатной водкой погибли и были изувечены несколько тысяч
человек. Так вот, в начале 20-х годов многочисленные рвы и ямы на поле
выровняли и разместили здесь Центральный аэродром республики. Я любил
добираться до летного поля и наблюдать за взлетами и посадками аэропланов, очень
похожих на этажерки, у которых полки связаны веревочками. Вскоре это увлечение
стало более глубоким. Одна наша знакомая вышла замуж за бортмеханика,
работавшего на Ходынке. С его помощью я начал разбираться в технических
особенностях летающих аппаратов, и уже в начале 20-х годов твердо объявил
родителям, что моя жизнь будет связана с авиацией и радиотехникой.
Свое слово я сдержал.
- Правда ли, что первый советский
завод по производству ракет был создан в Германии?
- Трудно вспомнить, кто
был автором идеи назвать институтом нашу небольшую группу, изначально
состоявшую из 12 немцев, которыми командовали полковник Пилюгин и майор Черток.
От этой идеи немцы-инженеры пришли в восторг и заявили, что необходимых
специалистов и весь штат быстро наберут. Но как назвать нашу организацию?
Название должно звучать солидно и многообещающе. Так родилось наименование -
институт RABE, что в
точном переводе с немецкого - ворон, а в нашей расшифровке - RaketenBau und Entwicklung Bleicherode -
строительство ракет в Бляйхероде. Так назывался город, ставший нашим временным
пристанищем. Когда мы вернулись в Москву, было принято решение в самые сжатые
сроки воспроизвести эту организацию в подмосковных Подлипках, ставшую
фундаментом нынешнего наукограда Королёв. Тогда в огромных аэродромных ангарах,
примерно в том месте, где сейчас расположен Центр управления полетами,
разместился новый НИИ-88 и собранные нами в Германии ракеты А-4. Рядом
располагался артиллерийский завод. Честно говоря, после Германии будущий
ракетный завод в Подлипках вызывал ужас. Грязь, примитивное оборудование, да и
то разграблено. Но мы включились в борьбу за культуру производства. Так начался
наш прорыв в космос.
Кстати, с будущим главным
конструктором С.П. Королёвым я впервые встретился именно в Германии - это был
абсолютно неизвестный мне майор, по отсутствию орденских планок которого я
догадался, что он не воевал, но и предположить не мог, откуда он взялся. Встречая
Королева в своем кабинете в институте RABE в начале октября 1945 года, я ничего, кроме имени, отчества
и фамилии, о нем не знал. С тех пор прошло 65 лет. Бессчетное число встреч было
за это время. Многие стерлись из памяти, а эта запомнилась. Темные глаза с
какой-то веселой искрой смотрели на меня с любопытством и вниманием. Во
внешности сразу обращал на себя внимание высокий лоб и крупная голова на
короткой шее. Что-то от боксера во время боя. Он уехал довольно быстро,
отказавшись осмотреть лаборатории. От двери оглянулся: «У меня такое ощущение,
что нам с вами предстоит еще много поработать», - и пожал руку гораздо крепче,
чем при встрече. Теперь, когда я знаю о Королеве почти все, мне кажется, что в
тот день его мало интересовали детали работы нашего института. Он уже обдумывал
план дальнейших действий, подтвердив встречей со мной какие-то свои
соображения. Но главное, что его вдохновляло и возбуждало, - свобода передвижения.
Позади шесть лет жизни советского зэка - Бутырка, пересыльные тюрьмы, Колыма,
где он чудом остался жив, опять Бутырка, «шарашки» в Москве, Омске, Казани....
Наконец, освобождение. Вот он в Тюрингии
- сердце поверженной Германии, с документами, открывающим все шлагбаумы, за
рулем трофейной машины мчится с ветерком по хорошим дорогам... Ему еще нет 40
лет, а так много надо успеть...
- У вас насыщенная
разными событиями жизнь. А какой эпизод самый яркий?
- Когда в Крымском пункте управления мы следили за тем, как
наш спускаемый аппарат снижается сквозь атмосферу Венеры, как растут
температура и давление. Рядом сидели президент Академии наук Келдыш, главный
конструктор аппарата Бабакин, друзья-товарищи. Все были заворожены. Никто
прежде не знал, что на Венере такие страшные условия! Вот это я запомнил на всю
жизнь - чувство величайшего удовлетворения от открытия, неведомого ранее
человечеству.
- Как
вы думаете, скоро ли, наконец, на Марсе будут яблони цвести?
- С
технологической точки зрения пилотируемые полёты на Марс в XXI веке возможны.
Только зачем они нужны, если уже сегодня автоматические аппараты доказали, что
человеку там делать нечего? Амбициозная цель не оправдывает огромных затрат, и
риск такого полета может оказаться куда серьезнее, чем мы готовы себе
представить. Тем не менее, в Китае всерьёз обсуждается проект создания на Марсе
резервации из тысячи китайцев на случай, если жизнь на Земле прекратится из-за
глобальной катастрофы. На Красной планете они планируют пересидеть пару
столетий, пока не наступят лучшие времена. Потом же «китайские марсиане»
вернутся домой и дадут начало новой земной цивилизации, сделав её полностью
китайской. Американские, российские и прочие проекты марсианских экспедиций по
сравнению с этим проектом представляются мелкими сотрясениями воздуха.
-
Получается, в своих космических планах Россия Китай уже не догонит?
- Тут
есть другая альтернатива: не считать, кто кого обогнал, а объединять силы для
решения больших совместных проблем. Ведь уже в скором будущем для этого вряд ли
хватит сил, средств, а особенно интеллекта одной отдельно взятой страны. Как,
например, человечеству выйти из предстоящего страшного энергетического кризиса?
Кончатся газ, нефть, уголь, а расход энергии на душу населения будет расти.
Откуда ее брать? Атомная энергия - дело не только дорогое, но и опасное:
посмотрите на Японию. Тут возможны разные пути. Луна предлагает нам
замечательное решение энергетических проблем - гелий-3, дешевый, экологически
чистый и безопасный. Однако здесь важно решить задачу не только доставки, но и
разработки реактора, который будет синтезировать из него энергию. Эта задача
посложнее. Другая возможность - построение в космосе беспроводных
электростанций, преобразующих энергию Солнца в электроэнергию. Здесь существует
множество научных проблем: нигде в мире еще не научились передавать такие
огромные электрические мощности на большие расстояния без проводов. Решить
такие задачи можно лишь в случае объединения усилий ведущих космических держав.
- Как
вам кажется, есть ли у нашей космонавтики шанс вновь выйти на передовые
позиции?
- Когда нам удалось запустить первые ракеты по
Луне, американский ученый Кент Гленнан, назвавший нашу победу фантастическим
достижением, заявил, что русские далеко опередили все другие народы в развитии
техники для завоевания космоса. Главный ракетный эксперт Вернер фон Браун
заявил журналистам, что Россия намного обогнала США в отношении космических
проектов и никакими деньгами нельзя купить упущенное время. Но, по его словам,
если бы Россия немедленно остановилась, то США смогли бы догнать ее за один,
два или три года. Больно и горько осознавать, что по прошествии 40 лет с того
момента Россия действительно остановилась. И никакими деньгами нельзя купить
упущенное время.
Мой прогноз - США, несмотря ни на что, останутся в ближайшие 30 лет самой
мощной экономической, военной и наиболее передовой в научном отношении державой
мира. Уже сегодня сама по себе международная космическая станция (МКС) для США
интереса не представляет, а без них МКС обречена: Европе, России и Японии её
содержание не по карману. Положение усугубляется тем, что золотые руки рабочих
и светлые умы инженеров стали в России дефицитом, и закрыть эту дыру в
ближайшем будущем нечем. В США такой проблемы нет. Они идут вперёд, их новые
автоматические аппараты обогащают науку. Американцы заняты объединением
низколетающих навигационных и геостационарных спутников в одну систему, что
позволит им создать глобальную систему управления транспортными потоками. По
моим прогнозам, в ближайшие 20 лет США создадут ракету-носитель, которая
обеспечит создание постоянной базы на Луне. Следом за Америкой идёт Китай. Он,
видимо, станет второй державой мира, способной обеспечить своё господство в
космосе.
Российская
же элита - это класс богачей и махровых коррупционеров-чиновников. Им не до
космонавтики. И все-таки ответ на вопрос: «Есть ли у России космическое
будущее» - для меня может быть только утвердительным. Пока жив, буду надеяться,
что руководство государства это осознает. Иначе никаких шансов быть не то что
великой - сколько-нибудь значимой страной, - у нас нет.