Крупные протестные акции прошли в Барнауле, Мурманске, Новосибирске, Пензе... Сверху скомандовали «навести порядок», кого-то из чиновников уволили. Но люди, а это касается едва ли не каждого из нас, не успокоились. Зарплаты, пенсии стоят, а цены за жильё как с ума сошли. Как жить? Уж не сбудутся ли прогнозы тех, кто ещё осенью говорил: социальный протест будет набирать большие обороты, чем политический? Сможет ли власть справиться с ситуацией? Какими могут быть политические последствия безобразий, творящихся в ЖКХ? Комментируют эксперты Александр Исаев, Валерий Хомяков, Олег Нилов.
Александр Исаев, экономист, заместитель генерального директора Института экономических стратегий РАН:
- Сейчас многое в России по-прежнему делается не так, как говорится, не по уму. Сфера ЖКХ - не исключение.
По данным экспертов, с начала 2000 года квартплата в государственных и муниципальных домах увеличилась в 18,04 раза, эксплуатационные расходы в приватизированных квартирах - в 17,81 раза, холодное водоснабжение и водоотведение (канализация) подорожали в 24,61 раза, отопление - в 22,72 раза, горячее водоснабжение - в 26,64 раза, газоснабжение - в 12,36 раза, электроснабжение - в 10,48 раза. Общий же рост потребительских цен, по данным Росстата, составил всего 4,15 раза...
На мой взгляд, корень бед в том, что во множестве структур ЖКХ обосновались нечистые на руку комбинаторы и циничные временщики, окружив себя подобными же «кадрами» при попустительстве местных властей.
В стране нет крупных компаний, холдингов коммунального хозяйства, а есть всё более дробящиеся компашки, которые работают по своим правилам. Именно поэтому здесь процветают разномастные мастера «на все руки», в основном загребущие. Тут трудно ужиться человеку с государственным мышлением и амбициями достойного карьерного роста. Тут в почёте свой карьерный подход: больше украдёшь - скорее станешь богатым, а там хоть потоп.
Населению нелады в этой сфере особо заметны - с ЖКХ люди сталкиваются постоянно, натыкаясь на тарифный произвол, неуважение своих прав, злоупотребления при проведении ремонтов, других работ. Чего стоит скандал в Питере с подменой труб коммуникаций на бэушные!
Дела здесь отражают не столько кризис сферы, сколько кризис методов управления со стороны центральной власти, позволяющей баронам от ЖКХ жить припеваючи за счёт населения. Разве допустимо, что эти бароны (и те, кто их ставит) регулярно клянутся «улучшить, повысить», а на деле продолжают врать и воровать. Не хотелось бы верить, что резкая публичная реакция президента на беспредел в ЖКХ - это не принципиальный посыл: господа, всё, хватит, сферу будем перестраивать, воров и самодуров наказывать, а просто окрик для порядка, не шалите, мол, так уж...
Но, похоже, у власти пока нет системного понимания, кто и на каких принципах должен прийти в структуры, контролирующие и формирующие тактику и стратегию развития ЖКХ. Как нет и предчувствия, что не просто пора, а уже почти поздно положить конец разгулу дельцов.
Такие недооценки опасны. Русский народ терпелив сам по себе, а теперь вдвойне - электорат неуклонно разбавляется мигрантами, более покорными, зачастую менее образованными и малотребовательными. Пока покорными и малотребовательными...
Но опыт истории учит: народ наш может перебиваться с хлеба на квас, даже на воду, обладает уникальным талантом затягивать пояса. Но когда в доме станет холодно и голодно из-за алчности хозяйчиков удельных княжеств, то люди, живущие почти как холопы этих господ, могут не выдержать и подняться. И социальный протест может перерасти в политический. Спонтанно поднимутся люди или же их выведет оппозиция на сотни болотных площадей, это уже будет не так важно. Но страшно должно быть всем нам, потому что такое развитие процесса может грозить стране хаосом и разором.
Валерий Хомяков, политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
- Владимир Путин срочно вмешался в ситуацию с тарифами, обвинив Минрегионразвития и региональные власти. Далее, по бюрократической логике, получили нагоняй местные чиновники, ответственные за ЖКХ. Часть лишилась должностей, и вроде всё стихло. Надолго ли?
Можно клеймить позором работников, снимать с должностей, возбуждать уголовные дела и т.д., но это - мёртвому припарки. Наша система ЖКХ - безнадёжно больной организм, терапия бессильна.
Главный бич: в коммунальной сфере монополизм - и в предоставлении коммунальных услуг их обладателями (тепло, вода, электричество), и при обслуживании многоквартирных домов.
Знаю по своему району: любые попытки создать конкурентную среду в ЖКХ со звериной злобой встречают местные коммунальщики-монополисты с их подельниками - муниципальной бюрократией.
С диктатом этим никто системно не борется, а потому коммунальщики и повязанные с ними чинуши уверовали в свою безнаказанность, творят что хотят. В сферу должны прийти профессионалы и перестроить всё в корне.
Куда выведет социальный протест?
Во-первых. Коль скоро систему никто всерьёз не лечит и лечить не собирается, то цены на услуги будут расти, а вслед за ними социальная напряжённость. «Припарки» в виде грозных президентских окриков будут всё менее эффективными, а протестные выступления социального характера более массовыми.
Во-вторых. Больше года назад мы увидели зарождение массового по масштабам протестного движения общегражданского характера в Москве, Петербурге, крупных городах. Где зарождается социальный протест? В глубинке, а вот в Москве акция 2 марта с социальными лозунгами была пока не многочисленной.
В-третьих.
Представляется, что возможны как минимум два пика социальных акций: один может выпасть на майские праздники, второй - на осень.
В сентябре выборы губернаторов в восьми субъектах Федерации, а выборов местного и муниципального уровня - не счесть. Понятна обеспокоенность, которую испытывают руководители регионов, где уже начинаются избирательные кампании. Незавидная социальная обстановка осложняется недовольством малого бизнеса повышением страховых взносов. Протесты в связи с этим уже прошли в Забайкальском крае, Оренбургской и Астраханской областях, Дагестане.
Наконец, в этом году мы можем увидеть не только рост протестных акций социального характера, расширение их географии и продвижение в мегаполисы и крупные города, но и слияние двух протестных волн: общегражданской и социальной. Это может привести к появлению качественно нового протестного движения с такими отличительными чертами, как политическая многополярность и социальная многослойность.
Бороться власти с новым протестным качеством будет очень непросто. Ведь если власть считает, что против общегражданских протестов нашла способы противодействия (с моей точки зрения, малоэффективные), то для борьбы с социальным протестом эти меры не годятся.
Ну, в самом деле, кто поверит, что в росте тарифов на коммунальные услуги повинен Госдеп, а социально активная баба Маня устроила преднамеренное банкротство коммунального предприятия с целью наживы?
Олег Нилов, депутат Государственной Думы РФ:
- Слов нет, в ситуации с резким скачком счетов за ЖКХ есть и вина наказанных после вмешательства президента страны чиновников - недосмотрели, а управляющие компании этим воспользовались. И потери в теплосетях, и элементарное воровство размазали равномерно между всеми потребителями. Отсюда и скачок цен - где на 40%, а где и в два с половиной раза. Оправдания детские: там бухгалтер ошибся, здесь оператор не те цифры в компьютер ввёл. Наивное прикрытие воровства и неуважение к людям.
Но главные виновники происходящего - в правительстве России, те, кто принял постановление № 354, переложившее все расходы на жильцов. И они до сих пор даже не названы!
По горячим следам происходящего депутаты нашей фракции обратились в Верховный суд РФ с требованием отменить постановление.
Но я считаю, что этого мало. В 2010 году мной была внесена в Законодательное собрание Санкт-Петербурга законодательная инициатива об ограничении роста тарифов и цен на энергоносители и услуги ЖКХ, в связи с которой предполагалось, что рост тарифов и цен на энергоносители не может превышать индекс потребительских цен (индекс инфляции) на предстоящий год, устанавливаемый Госдумой вместе с принятием бюджета. Это было бы правильно, не вводило бы граждан в транс. Теперь, став депутатом Госдумы, вношу этот законопроект на федеральном уровне, дабы уйти от ручного президентского управления. Надеюсь, что даже единороссы его поддержат, если не хотят, чтобы президент снова говорил кому-то: «С ума сошли».
Что касается политических последствий, то, если закон № 354 не будет отменён, они вполне предсказуемы. Народ не может терпеть до бесконечности.