Аудиторы проводят проверку деятельности компании «Авиаремонт», которой руководили Евгения Васильева и Ирина Кривич.
Вслед за ФСБ и Главной военной прокуратурой (ГВП) ОАО «Авиаремонт» - структурное подразделение «Оборонсервиса» - проверит Счетная палата. Аудиторов интересует выполнение госпрограммы утилизации вооружения и военной техники. Руководит «Авиаремонтом» Ирина Кривич, которую считают ставленницей экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. До лета 2011 года он лично возглавлял совет директоров компании, а потом передал управление Евгении Васильевой, основной фигурантке уголовного дела о коррупции в Минобороны.
Как сообщили «Известиям» в Счетной палате РФ, проверка ОАО «Авиаремонт» начнется с 18 февраля. По словам аудитора Валерия Богомолова, пока ревизия официально не связана напрямую с уголовным делом о хищениях в Министерстве обороны и холдинге «Оборонсервис».
- Проверять компанию мы будем по поручению депутатов Госдумы, которые попросили разобраться с тем, как расходовались бюджетные средства, выделенные на утилизацию военной техники, - рассказывает «Известиям» Валерий Богомолов.
Однако, как отмечает аудитор, сейчас эксперты Счетной палаты также задействованы в расследовании уголовного дела «Оборонсервиса».
- В частности, совместно с военной прокуратурой мы проверяем «Военторг», и там уже выявлены серьезные нарушения, по которым, возможно, будут возбуждены новые уголовные дела, - говорит аудитор. - Более того, осенью мы намерены провести еще одну масштабную ревизию в холдинге «Оборонсервис» и его дочерних предприятий, в том числе и в «Авиаремонте».
ОАО «Авиаремонт» было создано в ноябре 2008 года и официально числится коммерческой организацией. Но основной пакет акций принадлежит государству в лице Министерства обороны. При этом совет директоров компании до лета 2011 года возглавлял лично Анатолий Сердюков. Потом его на этом посту сменила Евгения Васильева - глава департамента имущественных отношений военного ведомства, которая сейчас является основной подозреваемой в деле о коррупции в Минобороны. Непосредственным руководителем «Авиаремонта» в ранге и.о. генерального директора до сих пор является другая протеже опального министра - Ирина Кривич, совмещавшая работу в ОАО с должностью советника Анатолия Сердюкова.
Сразу после возбуждения уголовного дела, приведшего к отставке министра обороны, ОАО «Авиаремонт» попал в поле зрения правоохранительных органов.
Сейчас следователи разбираются в деятельности «дочки» ОАО - компании «Чкалов-авиа». По версии Следственного комитета, именно это предприятие за бюджетные деньги организовало переброску с аэродрома Чкаловский в Астраханскую область, на так называемую дачу Пузикова (мужа сестры Анатолия Сердюкова), VIP-гостей и солдат, строивших восьмикилометровую подъездную дорогу, и даже стройматериалы. Также следователи не исключают, что «Чкалов-авиа» может быть причастна к многомиллионным хищениям бюджетных средств.
49% акций «Чкалов-авиа» принадлежат гендиректору Анне Третьяковой, которая, по некоторым данным, является родственницей Валерия Пузикова. Сама Третьякова наличие родственных связей с семьей Сердюкова категорически отрицает. Но признается, что ее мать числится директором «дачи Пузикова», официально являющейся пансионатом «Житное».
Любопытно, что по данным следствия, «Чкалов-авиа» должно было в ближайшее время лишиться «опеки» «Авиаремонта» и стать самостоятельным предприятием.
- Соответствующая директива уже была подготовлена в аппарате Анатолия Сердюкова. Но разгоревшийся коррупционный скандал и отставка министра не позволили реализовать этот проект, - рассказывает источники в следственных органах.
Высокопоставленный сотрудник «Оборонсервиса» подтвердил «Известиям» эту информацию, добавив, что это была личная инициатива экс-министра обороны.
По данным «Известий» новое руководство Минобороны не намерено продолжать сотрудничество с «Чкалов-авиа». Сотрудники компании, считают это решение необоснованным и уже направили письмо Владимиру Путину, в котором рассказывают о давлении на компанию и попытке убрать ее с рынка.
- Под угрозой увольнения окажутся 400 высококвалифицированных работников, - утверждает замдиректора компании Сергей Манаков.
По его словам, «Чкалов-авиа» работает без нарушений, а проблемы возникают из-за того, что контракт, заключенный с Минобороны, и порядок отчетности были недоработанными.
Между тем, по данным «Известий», правоохранителей интересуют контракты и головного предприятия «Авиаремонт». В частности, речь идет о гособоронзаказе на поставку, ремонт и доработку учебно-тренировочных комплексов для обучения летного состава УКК СУ-27СМ и УКК ЛС 01БМ.
ОАО «Авиаремонт» по заказу Минобороны должно было осуществить пуск и наладку учебно-тренировочного комплекса на аэродроме в Крымске и в липецком авиацентре. Субподрядчиком по этому заказу выступала ульяновская фирма ЗАО «Курс-Симбирск». У следователей имелись подозрения, что одни и те же комплектующие были включены в смету расходов дважды. В итоге затраты на приобретение комплектующих изделий по проекту контракта были завышены на 61,9 млн рублей.
Однако директор «Курс-Симбирска» Владимир Шишкин в интервью «Известиям» заявил, что завышения не было, а нарушения были допущены именно «Авиаремонтом», который заключил договор с субподрядчиком только в сентябре 2012 года после нескольких запросов и обращений главкома ВВС. Поэтому поводу Ирине Кривич пришлось давать объяснения военным прокурорам.
Член комитета по обороне Госдумы РФ Игорь Баринов считает, что интерес правоохранительных органов к «Оборонсервису» и его предприятиям понятен и обоснован.
- После отставки Сердюкова стало ясно, что деятельность холдинга велась с многочисленными нарушениями, - говорит он. - И очевидно, что если досконально проверять каждый контракт, то в основном уголовном деле могут появиться и новые эпизоды.
Напомним, что сейчас СКР объединил в одно производство более 10 уголовных дел о махинациях с имуществом через холдинг «Оборонсервис». Это крупные объекты недвижимости Минобороны, в числе которых комплексы зданий военных институтов, земельные участки в Краснодарском крае, здания гостиницы «Союз» и «Военторга» в Москве, складской комплекс в Одинцовском районе, нефтеперевалочный комплекс Северного флота в Мурманской области. Общий ущерб от сделок, по данным СКР, до недавнего времени превышал 10 млрд рублей.
Фигурантами этого дела стали экс-глава юрслужбы ООО «МИРА» Дмитрий Митяев, экс-глава центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова и ее муж, экс-гендиректор Окружного материального склада Московского округа ВВС Максим Закутайло. Протеже Сердюкова Евгения Васильева находится под домашним арестом. Министр Сердюков пока является свидетелем по данному делу.
В одно производство также объединены три уголовных дела по фактам хищения компанией «Славянка» средств Минобороны, выделенных на содержание и обслуживание зданий. В рамках уголовного дела предъявлены обвинения Александру Елькину, Андрею Луганскому, Юлии Ротановой, Константину Лапшину и экс-начальнику хозуправления Минобороны Николаю Рябых. По этому уголовному делу предварительный ущерб государству составляет более 400 млн рублей.