Российский МИД пригрозил Казахстану сворачиванием сотрудничества в космической сфере из-за того, что Астана согласовала на 2013 год запуск с Байконура лишь 12 ракет из 17 запрошенных, при том, что в 2012 году было свершено 14 запусков.
Российский МИД заявил о готовности свернуть сотрудничество по всем новым российско-казахстанским космическим проектам. На Смоленской площади пока официально не прокомментировали информацию о назревающем конфликте, однако в Роскосмосе «Известиям» подтвердили, что давали консультации МИДу по этому вопросу.
Если Казахстан не позволит России совершить запрошенное число пусков, Роскосмос не сможет выполнить несколько коммерческих контрактов, потери из-за этого могут составить до полумиллиарда долларов.
Конфликты вокруг запуска российских ракет с Байконура возникают в последнее время все чаще. Так, Казахстан пока не дал России в аренду районы, где ожидается падение отработавших частей ракет-носителей в случае запуска спутников на солнечно-синхронную орбиту. Из-за этого так и не состоялся запуск спутника «Ресурс-П», который смог бы заняться дистанционным зондированием Земли для обновления карт.
Также в Казахстане думают над пересмотром договора, который отдает России в аренду Байконур за 115 миллионов долларов в год. Москва, кстати, по этому договору предоставила Байконуру статус, равный городу федерального значения, за исключением права местных жителей на самоуправление и представительство в федеральном парламенте. По мнению Астаны, космодром вполне может находиться в собственности Казахстана и это не помешает запуску с него ракет-носителей.
Несмотря на договор аренды Байконура, Россия готовится со временем отказаться от космодрома, который находится в самом центре другого государства, пусть и близкого союзника. На территории России есть несколько своих космодромов, однако в силу сложившихся обстоятельств именно «Байконур» пока является оптимальным для космических пусков.
Космодром «Плесецк»
Действующий космодром «Плесецк» не совсем подходит для коммерческих запусков, так как находится в северных широтах, откуда ракеты запускать сложнее и дороже. Еще в 1980-е годы именно с «Плесецка», который находится в 180 километрах к югу от Архангельска, в космос запускалось ракет больше, чем с любого другого космодрома в мире. Но после развала СССР пальма первенства перешла к более дешевому «Байконуру».
Проблема «Плесецка» в том, что с него невозможно осуществлять запуски ракеты-носителя «Протон-М», флагмана российского гражданского ракетостроения. В том числе для «Плесецка» разрабатывалась ракета «Ангара», однако ее испытания были завершены лишь в 2012, а первый пуск планируется осуществить в 2013 году. Еще с «Плесецка» не осуществляются пилотируемые пуски и недоступны некоторые орбиты, например солнечно-синхронная, запуск на которую как раз блокирует Казахстан, давя на больное место.
Еще два российских космодрома - «Капустин Яр» в Астраханской области и «Ясный» в Челябинской - не обладают достаточно развитой инфраструктурой для запуска десятков ракет в год.
Космодром «Восточный»
Ставку Роскосмос, да и все правительство, делают на возводимый космодром «Восточный» в Амурской области. Из-за расположения запускать спутники с него будет несколько дороже, чем с «Байконура», но зато значительно дешевле, чем с «Плесецка». Активное строительство в Амурской области уже ведется, но первый запуск ожидается лишь в 2015 году, так что до этого времени придется либо договариваться с Казахстаном, либо запускать дорогие ракеты из-под Архангельска.
Если Россия уйдет из Байконура, то в собственности Казахстана останется огромный космодром с отлично развитой инфраструктурой, который, однако, некому будет поддерживать и с которого нечего будет запускать. Только поддержание космодрома в законсервированном виде может разорить Казкосмос, да и вообще, смысл этого ведомства потеряется.
Возможно, активность Казахстана связана как раз с тем, что Роскосмос готовится если не покинуть республику в ближайшее время, то значительно сократить там объемы работ. Раньше Россия реагировала на требования Казахстана оплатить экологический ущерб от «Протонов», которые и доставляют на орбиту подавляющее большинство коммерческих спутников и приносят Роскосмосу деньги. Однако все ближе тот момент, когда Роскосмос сможет перенести коммерческие запуски на территорию России. Из-за этого или Астана решила напоследок резко увеличить свои требования, или Москва почувствовала за собой силу и стала отказывать в дополнительных выплатах.
Более странным выглядит конфликт между Москвой и Астаной на фоне того, что Казахстан для России - один из немногих близких политических и военных союзников в регионе, сравнимый по степени сближения с Белоруссией. Если Россия сумеет поссорится с Казахстаном из-за такого, в целом, второстепенного вопроса, это будет ударом по договороспособности Москвы. Для выстраивания отношений с Астаной было потрачено много сил и лет, и новый столь близкий союзник вряд ли просто так свалится на голову в ближайшее время.