Правительство Дмитрия Медведева разорвало соглашение с Соединенными Штатами о сотрудничестве двух стран в осуществлении правоохранительной деятельности. Договор предусматривал, в частности, предоставление российским властям финансовой помощи - в том числе по части борьбы с распространением наркотиков. По мнению многих экспертов, этот шаг России является ответом на выход американцев из Комиссии по развитию гражданского общества и приносит вред обеим сторонам.
Это второе разорванное в последние дни межгосударственное соглашение. Предшествовал этому событию не менее демонстративный выход Соединенных Штатов из Рабочей группы по развитию гражданского общества двусторонней комиссии. Таким был ответ Америки на «закон Димы Яковлева».
Правительство России, кстати, объявило о выходе из «полицейского» соглашения буквально на следующий день после того, как американские некоммерческие организации - Национальный демократический институт и Международный республиканский институт - вывезли за рубеж своих сотрудников с семьями, в том числе и россиян.
Правительство объяснило свой шаг крайне туманно: соглашение якобы «не отвечает реалиям сегодняшнего дня». Не прояснила ситуации и таинственная фраза о том, что документ «исчерпал свой потенциал». Напомним: подписан он был 25 сентября 2002 года. Многие антикриминальные программы России нуждались в финансовой помощи, которую американцы и взялись оказывать на регулярной основе. Как выяснилось, благосостояние отечественной правоохранительной системы выросло настолько, что в зарубежной помощи она больше не нуждается. И через три месяца после заявления российской стороны в соответствии с условиями договора он перестанет действовать.
«В настоящее время состояние нашего бюджета позволяет нам самим финансировать антинаркотические и другие программы правоохранительной направленности», - уверен глава общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков. Он посоветовал Америке «направить освободившиеся средства на борьбу с наркотиками в Афганистане».
Между тем проекты, осуществлявшиеся с помощью правительства США, включали борьбу с незаконным оборотом наркотиков, контрабандой и торговлей людьми, а также преступлениями в сфере компьютерной информации. Часть средств шла на отслеживание нелегальных доходов, борьбу с коррупцией и терроризмом. Не без помощи американцев, оказывается, проводилась в России и судебная реформа.
Глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков уверен, что Россия крепко стоит на ногах: «Выход из этого соглашения означает, что мы и организационно, и финансово стали совершенно самодостаточными и намерены без посторонней помощи осуществлять свою работу в этом направлении. Это наш курс на расставание с определенной зависимостью от США».
Пушков не считает разрыв соглашения ответным шагом России на американский демарш: «Мы давно, как минимум полгода назад, по линии нашего МИДа предупреждали американскую сторону...» В подтверждение своих слов депутат напомнил, что в прошлом году Россия вышла из соглашения Нанна-Лугара, по которому американцы выделяли ей средства на утилизацию ядерных боезарядов. И добавил, что Россия ежегодно вносит 2 млн. долл. в поддержку деятельности находящегося в Вене Международного бюро по борьбе с распространением наркотиков.
Галина Шинкарецкая, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук и специалист в области международного права, уверена: «Обе стороны пытаются показать недружественное отношение друг к другу, и все. Причем делать это не совсем всерьез, а так, понемножку. Не думаю, что у нас были какие-то обширные отношения по поводу борьбы с наркотиками, потому что мы не представляем собой главный канал поступления зелья в США. Это область, которая не так уж важна для наших общих отношений, но взаимная перепалка ухудшает положение обеих сторон».
Шинкарецкая считает, что не стоит преуменьшать помощь американцев, от которой мы отказались: «Получать деньги тоже было неплохо, а главное - закрывается налаженный канал сотрудничества». Впрочем, замечает эксперт, в случае надобности Россия и Америка будут обращаться друг к другу, поскольку существуют международные соглашения универсального характера: например, Конвенция ОНН по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ.
Перезагрузка зашаталась, сказал «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Сейчас идет обмен ударами, и от этого никто не выигрывает: ни Россия, ни Америка». Нынешний разрыв соглашения на пользу только криминалу, уверен эксперт.