Действия активистов «Гринписа», пытавшихся высадиться на нефтяной платформе «Приразломная», как ни парадоксально, очень похожи на действия группы «Пусси Райот». Как и в случае с выходкой в храме т. н. музыкантов, акция т. н. экологов была далеко не первым их действием, направленным на провоцирование ответной силовой реакции правоохранителей.
Как и в случае с «панк-группой», в прошлый раз «зеленых» уже отпускали восвояси - безо всяких последствий. Но так как целью обеих групп активистов был именно арест, акции продолжались - вплоть до получения искомого результата. Ведь только после задержания можно начать раскручивать «борцов» и размазывать тех, кто их остановил. Цель в обоих случаях понятна - Россия и ее власти. А вот кто заказчик?
До того как девушек из «Пусси Райот» арестовали - спустя пару недель после богохульной акции в храме и появления клипа в интернете, - они не один год пытались шокировать общественное мнение и нарывались на статью, устраивая «акции» в музеях и храмах, после которых им ничего не было. Точно так же и экологи из «Гринписа» - войну российской нефтедобыче в Арктике они объявили еще прошлым летом, когда начали акцию «Защитим Арктику» с целью создать всемирный заповедник вокруг Северного полюса «с полным запретом нефтедобычи, рыболовства и войн в данном регионе». Тогда же они начали сбор подписей - к настоящему моменту их собрано уже около 4 млн.
«Наши требования не распространяются на всю территорию Арктики. Мы не собираемся запрещать рыболовство во всем регионе. Мы добиваемся защиты высоких широт Арктики. Это территория вокруг Северного полюса, которая никому сегодня не принадлежит, - место, где никто не живет, участок, который сильнее всего пострадает, когда растает лед и в Арктику придут промышленные корпорации. Яркий пример того, как промышленность уничтожает жизнь в Арктике, - Россия. Людей, которые веками вели здесь привычный им образ жизни, вытесняют нефтяные корпорации. Этого не должно повториться в остальной части Арктики», - говорилось в их заявлении.
Первой же своей целью «Гринпис» выбрал находящуюся в Печорском море около берегов Ненецкого автономного округа российскую нефтяную платформу «Приразломная», где никакой добычи нефти еще не велось. 24 августа 2012 года к платформе подошли несколько моторок с активистами во главе с исполнительным директором «Гринписа» Куми Найду. С помощью альпийского снаряжения они закрепились на швартовых канатах и развернули палатки прямо на отвесной стене платформы, собираясь прожить так несколько дней. После 15-часового зависания и душа из брандспойтов «зеленые» отступили - впрочем, через три дня они атаковали вспомогательное судно «Анна Ахматова», которое доставляло на платформу людей и оборудование, привязав к его якорной цепи свою резиновую лодку.
Тот факт, что «в течение сентября 2012 года компании «Шелл», а затем и «Газпром» сообщили о приостановке планов по добыче нефти в Арктике на один год», в «Гринписе» приписали собственным заслугам - хотя в реальности речь шла не о приостановке, а о переносе сроков начала добычи в связи как с выявленными Минприроды нарушениями, так и с соображениями безопасности. Убытки Газпрома некоторыми аналитиками уже тогда оценивались в сотни миллионов долларов, что, впрочем, не так много по сравнению с 4 млрд, в которые уже обошлась «Приразломная».
«Разработка нефти в Арктике - вопрос экономической целесообразности, - говорит газете ВЗГЛЯД глава высокоширотной экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института Владимир Соколов. - «Приразломная» на самом деле это первый серьезный опыт работы в ледовитых районах, поэтому так долго, в течение десяти лет, велись исследования, подготовка к бурению, разработка платформы, было изменено конструктивное решение (вместо стационарной решили делать плавучую). Это российская разработка при западном финансовом участии.
Платформа построена по самым современным нормам, и она достаточно безопасна, насколько может быть безопасна платформа, стоящая в океане. Предусмотрены заглушки и даже то, что в случае атаки айсбергов она просто снимается и плывет, что не свойственно другим платформам. Я считаю, что загрязнения быть не должно. И никакого отношения к борьбе за экологию в Арктике акция «Гринписа» не имеет. Хотя бы потому, что это вообще не Арктика. Платформа стоит на севере Печерского моря - это северное, а не арктическое море. Это район активного судоходства, и он не связан с арктическими районами. «Гринпис» просто не понимает, что такое Арктика».
Не понимает, но действует - в начале августа 2013 года из норвежского порта Киркинес вышел «гринписовский» ледокол «Арктик Санрайс» - целью его была все та же российская платформа. На этот раз вместо палаток у «зеленых» были с собой специальные капсулы для проживания, которые они намеревались прикрепить к платформе, - учли опыт с брандспойтами. Сначала ледокол не пускали в российские воды, но 18 сентября 2013 года очередной десант все-таки достиг «Приразломной». Итог операции известен - около 30 человек из разных стран арестованы, нападавшим вменяется пиратство - попытка захвата судна.
«Любая платформа имеет зону безопасности, в которой судоходство запрещено, - говорит Владимир Соколов. - Тем более когда непонятно какие люди лезут на платформу, это уже бандитизм. Слава Богу, что живы остались».
Была создана техническая угроза платформе и находящимся на ней нефтяникам, считает председатель российской экологической партии «Зеленые» Анатолий Панфилов: «Использование такого современного корабля - «Арктик Санрайс» - это на грани экстремизма и пиратства. Поэтому наши спецслужбы приняли правильные решения».
Вполне вероятно, что мера пресечения для многих из арестованных может быть изменена, - главное, что Россия уже показала, что она не намерена больше мириться с нарушением наших законов. Понятно, что большая часть из «пиратов» - действительно экологические романтики, считающие, что спасают планету от уничтожения хищными капиталистами. Вряд ли суд сумеет раскрыть им глаза на то, что такое их родная организация, хотя за четыре десятилетия существования «Гринписа» про нее уже немало было сказано.
«Я считаю, что «Гринпис» - это некая политическая группа, она больше уже не пользуется ни научными данными, ни логикой для определения своей позиции», - говорил еще несколько лет назад в своем выступлении по Первому каналу доктор Патрик Мур, один из основателей «Гринписа». Составление ими списков «черных» и «белых» компаний, эффективных или нет с точки зрения экологии, Мур тогда же назвал «типичной тактикой, которой придерживается «Гринпис», - у них есть хорошие и плохие ребята. И они охотятся за плохими и следят за ними, что они там делают. Это некий шантаж, когда такие бренды, как Apple или другие компании, - они их шантажируют, это чистая политика, а не наука».
Созданная в 1971 году уехавшими в Канаду американцами организация сегодня больше известна в Европе, чем в США, - даже штаб-квартира находится в Голландии. Формально это не единая структура - есть множество отдельных юридических лиц «Гринпис». В тех же Штатах Greenpeace Fund Inc. зарегистрирована как благотворительная организация и занимается сбором пожертвований, а Greenpeace Inc. занимается политическим лоббированием (перевод денег между ними в свое время вызвал расследование налоговой службы США).
Множество раз «Гринпис» обвиняли в работе на различные корпорации - «зеленых» просто нанимали для диффамации или устранения конкурентов. Причем это применяется как к бизнес-конкурентам, так и к неугодным странам. Это неудивительно - международные НКО давно уже превратились в инструмент геополитической борьбы, став для тех же США чем-то средним между филиалами Госдепа, ЦРУ, ЮСИА и Голливуда. Чем, по сути, отличается давление на страны через доклады международных правозащитных организаций вроде «Хьюман Райтс Уотч» или рейтинга коррупции от «Трансперенси интернейшнл» от акций, организованных «Гринписом»? Только тем, что «Гринпис» можно использовать в борьбе как с государствами, так и с корпорациями - да и картинка с протестующими экологами зрелищней, чем просто стопка бумаг очередного обличающего доклада.
«Безусловно, «Гринпис» используется для давления на Россию, - говорит Анатолий Панфилов. - Понятно, что есть определенный заказ со стороны каких-то государств, спецслужб. «Гринпис» исполняет этот заказ и опосредованно получает финансирование. Эта коммерческая организация собирает фантастические деньги со всего мира именно на таких вещах».
Бюджет организации составляет от 300 до 400 млн долларов в год, и среди ее доноров крупнейшие американские благотворительные фонды: Тернера, Макартуров, Рокфеллеров. Неофициальным покровителем «Гринписа» некоторые аналитики считают Дэвида Майер де Ротшильда - 35-летнего представителя британской ветви клана. У Ротшильда есть собственная экологическая организация Adventure Ecology, первым из трех проектов которой стала предпринятая в 2006 году экспедиция в Арктику. Как отметил в своем блоге экономист Кирилл Мямлин, «давление «Гринписа» на Россию и Газпром началось после того, как из арктического проекта на время выбыла «ротшильдовская» «Бритиш Петролеум» и вошла «рокфеллеровская» «Эксон Мобил». Сегодня Газпром имеет лицензии на 17 участков, Роснефть - на 12 участков. Эти лицензии в совокупности покрывают 80% перспективных запасов российского шельфа в Арктике».
При этом Роснефть еще не приступала к разработке своих участков, так что получившая недавно 20% ее акций БП вполне могла привлечь экологов для атаки проекта, в котором партнером выступает ее американский конкурент «Эксон Мобил», а заодно и попытаться поиграть на противоречиях между двумя российскими добывающими компаниями. Даже если удастся не сорвать, а хотя бы отложить на несколько лет запуск «Приразломной», это позволит БП одновременно и ударить по конкурирующему проекту, и приблизить начало работы на своих, то есть совместных с Роснефтью участках. К тому времени «Гринпис» будет бороться уже с чем-нибудь другим и в другом месте.
Разобраться во всех переплетениях интересов и интриг, конечно же, не под силу мурманскому суду. При этом российские власти понимают не только то, какую грозную силу в мире массмедиа представляет бренд «Гринписа», но и то, что эта экологическая организация давно уже стала орудием как в коммерческой, так и в геополитической борьбе.
По мнению Анатолия Панфилова, акция «Гринписа» была приурочена к проведению под председательством президента России Путина Арктического совета, собравшего представителей всех стран региона: «Это была политическая акция против России. Страна должна давать отпор в любом случае. Это защита наших национальных интересов».
Несомненно, что Россия сталкивается не просто с «разборкой Ротшильдов и Рокфеллеров» на нашей территории, но и с противодействием уже объединенного англосаксонского мира нашим планам по возвращению в Арктику. То, что эти планы актуальны, можно продемонстрировать не только экономическими или военными выкладками, но и тем удивительным фактом, что подвергшаяся атаке платформа сейчас считается находящейся в нашей исключительной экономической зоне, но не в территориальных водах. Еще один привет от Андрея Козырева.
«Естественно, мало кому хочется, чтобы Россия вернула себе колоссальные пространства в Арктике, которые были у Советского Союза, - говорит Владимир Соколов. - В ельцинский период наш МИД подписал документ (американцы, кстати, его не подписали), определяющий 200-мильную зону в Арктике, - и таким образом мы отказались от того, что еще Николай Второй установил: от наших границ до Северного полюса лежит наша суверенная территория. А сейчас активно занимаемся, и МИД, и геологи, и заявку в ООН уже подали. Если она будет удовлетворена, российская территория увеличится на 1,2 млн кв. км».
Бороться за экологию на этой территории очень важно - и в России это понимают не хуже незваных гостей. Тем более что сейчас основная грязь идет на север вовсе не с наших широт.
«Естественно, что охрана окружающей среды в Арктике должна быть на более высоком уровне, чем где-либо в мире, - хотя бы потому, что там холодно и бактерии, которые разрушают загрязняющие вещества, действуют более медленно, - говорит Владимир Соколов. - Но у России нет и не планируется промышленности в высокоширотной Арктике. Идут разведывательные работы на шельфе российских арктических морей, но работа там - дело далекого будущего. Пока еще Арктика достаточно чистая - по сравнению с другими регионами мира. Самое большое количество грязи в Арктику поступает с атмосферными переносами из Европы и США. Выбросов в атмосферу от России почти не идет - у нас промышленность стоит (но даже в советские годы наш вклад был меньше западного). А когда она заработает, вопрос в том, на каких технологиях она будет работать». В самой Арктике практически нет источников загрязнения - есть старые свалки на архипелагах, но специально для наведения там порядка был создан национальный парк «Русская Арктика», есть программа по их уборке, она активно финансируется и осуществляется, говорит Соколов.
«Россия на своих территориях наводит порядок. Кстати, о каких-то претензиях со стороны «Гринписа» на тему загрязнения островов в те времена, когда там был хаос, я не слышал. С нами они не контактируют, как и с другими институтами, занимающимися Арктикой. Значит, мы их не интересуем, да и вообще у них нет никакой информации. «Гринпис» - это акции, кем-то профинансированные. Известно, кем финансируется «Гринпис»: определенными нефтяными американскими компаниями. Видимо, этим все и определяется».