Перед обществом уже давно остро стоит проблема проведения организованного досуга молодежи, которая возникает в связи с тем, что таким негативным явлениям, как наркомания, алкоголизм, преступность и другие девиантные формы поведения, весьма трудно противостоять. Наряду с этим фиксируется нарастание эмоционально-психологической тревожности, стресса, агрессивного неадекватного поведения, низкой самооценки, неготовности, неумения преодолеть проблемы в различных жизненных ситуациях, и, как следствие, маргинализация сознания, всплеск разрушительной энергии.
Молодежь интересуется в основном спортом, учебой, искусством и общественной жизнью. Главными ценностями для нее являются: хорошая карьера и свой бизнес, семья и занятие общественной деятельностью. Все это наиболее выразительно проявляется в повседневном поведении, общении молодых людей, в том числе и в молодежном сленге. Выполняя функцию маркера молодежной субкультуры, сленг становится каналом интенсивного распространения в среде подростков и молодежи ненормативной лексики, отражая тем самым резкое снижение уровня нравственной и духовной культуры.
Данная проблема тем более актуальна, что существенный отрыв, обособленность молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета обусловливает расшатывание основ фундаментальной культуры общества.
Сегодня исключительно актуальной представляется задача корректировки целесообразного воздействия на молодежную субкультуру в целях обогащения ее потенциалом содержательного, созидательного творческого развития молодого человека в противовес широко распространенным ориентациям гедонистического характера.
Конечно, если, возвращаясь к прошлому, говорить о Советском Союзе, то огромным достижением в области молодежной политики были пионерия и комсомол, в рамках которых молодежь могла получить все, начиная от дополнительного заработка, получения специального профессионального образования и заканчивая участием в любой творческой деятельности.
Во времена перестройки о молодежи как бы забыли, у всех появились другие заботы, нужно было учиться выживать в сложившихся условиях - все секции и кружки были закрыты, а молодые люди предоставились сами себе, что не могло не сказаться на поведении, воспитании и культуре молодого поколения. На экранах телевизоров стали появляться американские боевики плохого качества со сценами насилия, наркомании и проституции. В репертуарах кинотеатров доминирующая роль стала принадлежать американским и западноевропейским фильмам, которые фактически стали каналом широкого проникновения в социокультурную среду российского общества западных культурных ценностей, динамичного изменения ценностного содержания отечественной культуры в восприятии молодых. На улицах безнаказанно творили преступления рэкетиры и бандиты. В молодежной среде стали появляться другие идеалы и кумиры.
Как известно, разрушить легче, чем построить, и за годы постперестроечного периода многое было упущено. В итоге перед правительством РФ и региональными властями встала сложная задача возрождения молодежной политики, повышения культурно-образовательного уровня и улучшения бытовых и социальных условий молодых людей.
Безусловно, в Российской Федерации существуют молодежные общественные организации, которые занимаются решением этих проблем, но в большинстве своем о них либо ничего неизвестно, и они практически не стараются привлечь новых членов, либо они принадлежат какой-нибудь партии и занимаются проведением молодежных акций исключительно в интересах политики. Так что реально действующих, активных молодежных организаций крайне мало.
Невзирая на все это, по-прежнему существует активная молодежь, которая ходит в кружки, секции, занимается общественной деятельностью и т. д., но, к сожалению, ее процент в целом по России очень небольшой. В социальном портрете современной молодежи отчетливо проявляются противоречивые черты: Основными причинами неучастия молодежи в общественных объединениях, по ее собственному мнению, являются неинформированность, нехватка времени, незаинтересованность.
1) возросший уровень образованности и недостаточная согласованность социального и личного смысла образования;
2) признание молодежью социальной значимости участия в общественной жизни и стремление самоутвердиться в непроизводственной сфере;
3) стремление к активному участию в социальных преобразованиях и фактическое отстранение, особенно учащейся молодежи, от многообразных видов социальной деятельности;
4) желание что-то изменить к лучшему в окружающей действительности и пассивность в поиске и реализации возможностей для самостоятельного улучшения жизни.
Многочисленные социологические опросы и исследования позволили составить общий портрет современного молодого человека. И хотя картина получается не такой уж удручающей, какой ее рисует пускай и реалистический, но все же пессимистический взгляд, тем не менее, поводов задуматься - предостаточно. Молодежь интересуется в основном спортом, учебой, искусством и общественной жизнью. Главными ценностями для нее являются: хорошая карьера и свой бизнес, семья и занятие общественной деятельностью.
Представляется, что проблема общественной пассивности детей и молодежи, в общем, не является для молодого поколения достаточно социально значимой, но отсутствие организованного досуга все же беспокоит. Подтверждением этого служит то, что самой актуальной проблемой у молодых людей считается проблема молодежной наркомании и алкоголизма.
Что касается существования детских и молодежных объединений, то, как показывают исследования, знает о них все-таки большинство, но далеко не все осведомлены, чем именно они занимаются. Самым популярным источником информации об этих объединениях являются люди, участвующие в них, и СМИ. Следовательно, чем больше людей занимают в детских и молодежных объединениях, тем больше процент информированности об их деятельности. Исходя из этого, представляется целесообразным шире использовать возможности СМИ и локального, и общероссийского масштаба, чтобы информировать молодежь о деятельности, задачах и программах таких объединений.
Примечательно, что самыми популярными видами общественной деятельности, которыми молодые люди хотели бы заниматься, если бы создали свою организацию, являются организация развлекательных мероприятий, спорт, сплочение по интересам.
Помимо всего прочего, среди причин безрадостного положения дел в сфере молодежной активности в социальной жизни стоит отметить и низкое материальное обеспечение общественных объединений. И хотя все чаще в подобного рода деятельности спонсорами выступают частные предприниматели и бизнесмены, в целом это, вне всяких сомнений - удел государства.
Александра Гежа /Евразия/
«Социальная пассивность молодежи: оно мне надо?» сохранить: